Полезная информация

    ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА

    Наталия Линчик (АФМ)

    Наталия Линчик

    Перестрахование — специфическая сфера страхования, поэтому и требования к перестраховочному Брокеру существенно более строгие, чем в прямом страховании. На практике обычно выбор перестраховочного посредника осуществляется по четырем факторам: репутация, опыт, квалификация и брокерская история, то есть история выполнения обязательств перед клиентами.

    Репутация

    Репутация любой компании, оказывающей финансовые услуги, чрезвычайно важна. Особенно она важна в страховании, и уж тем более — в перестраховании. Еще выше требования к репутации посредника, хотя бы по той причине, что брокеров нельзя ранжировать, как страховщиков, по таким безусловным категориям, как уставный или собственный капитал, перестраховочная емкость. Брокер оказывает услугу, а она всегда нематериальна. Качество наших услуг изначально не очевидно, его можно по-настоящему оценить только спустя какое-то время, иногда весьма продолжительное. Поэтому репутация является самым важным конкурентным преимуществом и должна лежать в основе выбора перестраховочного брокера. Репутация очень важный критерий, который невозможно приобрести одномоментно, ее нужно зарабатывать в течение длительного времени. Но, конечно, не всегда срок работы на рынке определяет уровень репутации брокера, хотя эти факторы связаны.

    Опыт

    Хорошую репутацию невозможно получить без практического опыта работы на рынке, специальных знаний тех или иных страховых продуктов и/или линий бизнеса. Собственно говоря, это и есть та добавочная стоимость, которую приобретает перестрахователь, обращаясь к перестраховочному брокеру. Несмотря на то, что брокеры очень часто берутся размещать самый разнообразный бизнес, тем не менее что-то они знают и умеют делать лучше, а что-то — хуже. В этих условиях перестрахователю важно знать, к кому из посредников нужно обращаться при передаче того или иного риска, насколько широкий набор услуг реально готов оказывать брокер на высоком уровне: как быстро он реагирует на запрос, насколько грамотно готовит документы, помогает ли при урегулировании убытков и насколько эффективна его помощь.

    Квалификация

    В конечном итоге при выборе брокера решающее значение играет наличие квалифицированного персонала, способного решать сложные задачи. Человеческий фактор в нашем деле является ключевым. Это связано не только с профессионализмом брокеров, но и с умением налаживать и поддерживать взаимоотношения с партнерами и коллегами по бизнесу. От того, как хорошо тебя знают на рынке, зависит, предложат бизнес тебе или конкуренту, какие котировки будут выставлены по твоему запросу. При этом у грамотных андеррайтеров личное отношение к брокеру всегда связано с ощущением его уровня профессионализма. Это две неразрывные стороны общего качества, называемого доверием.

    Урегулирование

    Немаловажно заранее понимать, как ведет себя брокер в процессе обслуживания риска. Здесь декларации иногда расходятся с реалиями, часто из-за недостаточного опыта работы в этой области или неправильной оценки собственных сил и возможностей. Брокер несет ответственность за своевременное исполнение обязательств перед сторонами перестраховочного договора, которые, как правило, включают оплату премий и возмещений, рассылку различных уведомлений об изменениях условий страхования и т.п.

    Работа по обслуживанию договоров, в особенности облигаторных, размещенных среди большого количества перестрахователей, переложенная на плечи брокера, создает риск зависимости цедента от брокера. Причем в тех условиях, когда репутация самого перестрахователя в значительной степени будет зависеть от грамотности действий брокера при урегулировании страхового случая. Это обстоятельство следует отчетливо сознавать на самой ранней стадии организации перестраховочной защиты.

    2005, март, «Русский Полис», № 3(59)